Skip to content

Является ли жск малым предприятием

Относится ли тсж к малым предприятиям

Критерии Малого предприятия и Микропредприятия в

Принято считать, что большинство компаний, работающих на УСН, являются субъектами малого предпринимательства. Но это не так.

Оглавление:

Термин «субъекты малого предпринимательства » распространяется и на предпринимателей. Если коротко сказать, то к субъектам малого бизнеса относятся коммерческие фирмы (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, а также предприниматели, удовлетворяющие установленным критериям.

Критерии, по которым фирмы относят к субъектам малого бизнеса, перечислены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Критерии малого предприятия

Чтобы принять решение о выборе формы ведения собственного бизнеса, надо знать обо всех типах льгот, которые ныне действующее государственное регулирование предоставляет разным видам предприятий.

Для бизнеса, который можно отнести к предприятиям, предоставляются налоговые и иные льготы, дается разрешение применять упрощенный порядок бухгалтерской отчетности.

Аспекты, по которым бизнес признается малым, меняются нередко.

Курильщики Петербурга будут оборудовать «курилки» в подъездах за свой счет

Это обусловлено началом нового этапа кампании против вреда курения. Эти нововведения коснутся не только Северной столицы, но и остальных городов России.

С 14 октября начали действовать новые правила антитабачной кампании. Их разработали Минстрой и Минздрав РФ, и в них описывается правильное обустройство курилок как на открытом воздухе, так и в закрытых помещениях.

Обязательно должна присутствовать табличка «Место для курения», обозначающая выделенную под эту вредную привычку локацию.

Нужны ли «курилки» на улицах Сыктывкара

Ареал «обитания» курильщиков сокращается. Сначала им запретили курить в общественных местах, через полгода им вообще разрешат предаваться пагубной привычке только в специально отведенных закуточках и нигде более. Недавно вышел соответствующий приказ Минздрава и Минстроя.

В приказе написано: на улицах специально отведенные для курения места должны быть оснащены соответствующими указателями, освещением и пепельницами, «курилки» в многоквартирных домах — это отдельные комнаты, которые, помимо прочего, должны быть оборудованы вытяжками и огнетушителем.

Относится ли тсж к малым предприятиям

Приступая к рассмотрению особенностей налогообложения и особенностей ведения учета на малых предприятиях, нужно четко определить, каковы необходимые и достаточные условия для того, чтобы организация могла пользоваться статусом малого предприятия.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 года №88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, согласно Гражданскому кодексу РФ, организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Понятие субъектов малого предпринимательства

«Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

Под субъектами предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица».

— доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале организации не должна превышать 25 %;

— доля в уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами предпринимательства, также не должна превышать 25 %;

Если организация не будет соответствовать хотя бы одному из вышеперечисленных условий, она не может быть признана субъектом предпринимательства.

Налоговые органы не раз обращали внимание, что некоммерческие организации не относятся к малым предприятиям ни при каких условиях (Письмо УФНС РФ по городу Москве от 3 мая 2006 года №18-11/3/36722, Письмо УМНС РФ по городу Москве от 9 марта 2004 года №21-09/15153).

Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ коммерческими организациями признаются: «организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности».

Источник: http://pomoshjuristov.ru/otnositsya-li-tszh-k-malym-predpriyatiyam-55477/

Относится ли тсж к малым предприятиям

Тема: Относится ли ТСЖ к малым предприятиям?

В настоящее время развитию малого бизнеса уделяется значительное внимание на всех уровнях власти. Малый бизнес в ближайшей перспективе должен стать рычагом в создании новой модели организации российской промышленности.

Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ (с изм. от 31.07.1998)

«О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»

(далее — Закон N 88-ФЗ) определены основные положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства, а также формы и методы государственного стимулирования и регулирования их деятельности.

Относится ли тсж к малым предприятиям

Можно ли товарищество собственников жилья (ТСЖ) отнести к субъектам предпринимательства в целях применения Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»?

ТСЖ не может быть отнесено к субъектам малого предпринимательства.

Приступая к рассмотрению особенностей налогообложения и особенностей ведения учета на предприятиях, нужно четко определить, каковы необходимые и достаточные условия для того, чтобы организация могла пользоваться статусом малого предприятия. В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 года №88-ФЗ “О государственной поддержке предпринимательства в Российской Федерации” под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, согласно Гражданскому кодексу РФ, организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Финансовым специалистам важно знать, кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2015 году. Ведь такие компании могут пользоваться льготами.

Например, с 2015 года субъекты предпринимательства вправе не устанавливать кассовый лимит, вести упрощенный бухучет и составлять бухотчетность в сокращенном виде. Также малым компаниям стали предоставлять налоговые каникулы.

критерии отнесения компании к субъектам малого предпринимательства: кто к ним относится в 2015 году; надо ли подтверждать субъектам малого предпринимательства свой статус; какие льготы положены субъектам малого предпринимательства в 2015 году; как изменятся критерии отнесения компаний к и средним.

Нужны ли «курилки» на улицах Сыктывкара

Ареал «обитания» курильщиков сокращается. Сначала им запретили курить в общественных местах, через полгода им вообще разрешат предаваться пагубной привычке только в специально отведенных закуточках и нигде более.

Недавно вышел соответствующий приказ Минздрава и Минстроя. В приказе написано: на улицах специально отведенные для курения места должны быть оснащены соответствующими указателями, освещением и пепельницами, «курилки» в многоквартирных домах — это отдельные комнаты, которые, помимо прочего, должны быть оборудованы вытяжками и огнетушителем.

ТСЖ и отчетность

На УСН доходы-расходы, отчитываемся в ФСС форма 4фсс, ПФР РСВ-1 и индивидуальные сведения, в статистику, по экологии.

В налоговую сдаем годовую декларацию, среднесписочную численность, 2 НДФЛ, книгу доходов и расходов. Нужно ли сдавать баланс? Отчет о целевом использовании денежных средств? или еще какую отчетность необходимо предоставлять?

ТСЖ нельзя отнести к субъекту малого предпринимательства (п.

1 ст. 4 Федерального закона 24 июля 2007 г.

N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»)

У сотрудников ТСЖ/ЖК/ЖСК/УК нередко возникают вопросы, относятся ли они к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и является ли предоставление документов в Управление Федеральной миграционной службы (УФМС) для организаций, управляющих многоквартирными домами, обязанностью или правом?

Согласно Перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г.

Здравствуйте,скажите пожалуйста может ли Общество с Ограниченной Ответственностью являться субъектом малого предпринимательства, если учредитель иностранный гражданин имеющий вид на жительство в Российской Федерации и у него 100% капитала. Еще до 01 октября 2013 года такое ООО не могло быть субъектом малого предпринимательства, а сейчас уже может, поскольку вступили в силу изменения в законодательстве.

В публикации мы отразили основные вопросы, которые задавали нашей организации и лично Митюковой Э.С.

бухгалтеры во время семинаров по новому порядку ведения кассовых операций, действующему с 01 июня 2014 г. Новый порядок ведения кассовых операций касается всех юридических лиц, в т.ч. и ТСЖ. ИП и компании с 1 июня не обязаны устанавливать и соблюдать лимит остатка наличности, но ТСЖ малым предприятием не является.

Источник: http://obpotrebnadzor.ru/otnositsja-li-tszh-k-malym-predprijatijam-86097/

Является ли ТСЖ субъектом малого предпринимательства?

Цитата: 1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);(в ред. Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Предусмотренные пунктом 3 части 1 настоящей статьи предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3 части 1 настоящей статьи.

4. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

5. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи.

6. Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

7. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

8. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Источник: http://www.buhonline.ru/forum/index?g=posts&t=126412

ТСЖ как субъект малого предпринимательства

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

ТСЖ может быть отнесено к субъектам малого или среднего предпринимательства?

Ответ

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, приведенным в вышеуказанной статье закона.

Согласно ч. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в МКД, обеспечения владения, пользования и распоряжения общим имуществом в МКД, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг потребителям в МКД.

Источник: http://www.gkh.ru/question/qqgss1-16-m2-tsj-kak-subekt-malogo-predprinimatelstva

Является ли жск малым предприятием

На днях Министерство строительства и ЖКХ РФ разместило на официальном сайте для информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (http://regulation.gov.ru ) законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который предполагает отнесение жилищно-строительные кооперативов (ЖСК), товариществ собственников жилья (ТСЖ) и региональных операторов к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП). ( Законопроект и пояснит. Записку смотри ниже ).

К сожалению, уже стало традиционным, когда «специалисты-теоретики» Министерства, не вникая в суть проблемы, не изучая Жилищный кодекс РФ и сопутствующие нормативно-правовые акты в угоду партийным амбициям предлагают и проталкивают абсурдные правила игры на жилищно-коммунальном поле.

Сфера ЖКХ это прежде всего, сфера экономики, а не политики, а значит к ней надо относиться как экономике.

Это, относится к пресловутому переносу ОДН из коммунальных услуг в жилищные, когда килограммы и метры хотят соединить в один показатель равнозначный средней температуре по больнице; заключать прямые договора собственников помещений с РСО, не определяя при этом кто будет исполнителем «коммунальных услуг»; капитальному ремонту общего имущества МКД и др.

Предлагаемый законопроект также предлагает совместить принципиально не совместимые организационно правовые формы.

Статья 50 Гражданского кодекса РФ гласит, что юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

С 1 сентября 2014 года юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гл. 4 настоящего Гражданского кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ).

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых в различных формах, в том числе — товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, форме фонда для региональных операторов.

Можно сделать вывод о том, что авторы законопроекта специально не видят принципиальной разницы между коммерческой и некоммерческой организационно-правовой формой организации и поэтому предлагают ввести термин нового субъекта регулирования – «лица, приравненные к субъектам малого и среднего предпринимательства».

Первый шаг уже сделан. В ст. 135 ЖК РФ уже отсутствует определение ТСЖ как некоммерческой организации (в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 31.01.2016 N 7-ФЗ). Это относится и к ЖСК и Фонду капремонта. Следующий шаг — перевод вышеперечисленных организаций в коммерческие.

ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. При реализации коммунальных услуг по регулируемым ценам (тарифам) ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц. Только по этому признаку ТСЖ, ЖСК не могут быть «лицами, приравненные к субъектам малого и среднего предпринимательства».

Озабоченность Министерства по поводу кредитования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме понята и поддерживается председателями ТСЖ Ростовской области.

В 2015 году 10 ТСЖ на общих собраниях приняли решения о досрочном проведении капитального ремонта с использованием кредитов. Банк «Цент-инвест» выдал кредиты от 2,0 млн рублей до 5,0 млн. рубле сроком до 5 лет по 11% годовых без залога и поручительства. Возврат кредита производится за счет ежемесячных обязательных взносов на капремонт (6,5 руб/кв.м).

Работы выполнены качественно и в срок. В результате деньги капитального ремонта не обесцениваются и не «съедаются» инфляцией, а работают на собственников.

За счет погашения кредита равными частями в течение всего срока, переплата по нему сопоставима с величиной ставки рефинансирования (8,25%).

Кроме этого председатели ТСЖ рассчитывали, что Правительством РФ будет принят «Порядок привлечения кредитных и (или) иных заемных средств собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме» (документы прилагаются). НЕ ДОЖДАЛИСЬ.

В данный проект вносились предложения субсидировать не кредитные учреждения, а субсидию на покрытие кредитной ставки предоставлять самим заемщикам. Или в полном объеме или в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Например, банк выдал кредит под 11% минус 8, 25% ставка рефинансирования ЦБ РФ остальные 2,75% платит заемщик.

Принятие этого документа стало бы стимулом для собственников помещений МКД по открытию специального счета, выхода из «общей кружки» и своевременного проведения капитального ремонта.

Согласно Федеральному закону от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» в годах выделялись финансовые средства на проведение капитального ремонта на условиях софинансирования ТСЖ, ЖСК, Управляющим организациям.

Но это как видно, не выгодно чиновникам. Лучше за деньги фонда построить негожий дом для нуждающихся, чем оказать минимальную финансовую помощь эффективному собственнику.

Вместо этого появился новый законопроект обсуждение которого заканчивается 14 марта 2015 г.

Зачем принимать еще один закон? Если «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».

«Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 26 января 2016 г. № 80-р), предполагает, что «вовлеченность кредитных организаций в процесс кредитования капитального ремонта сдерживается рядом объективных факторов, в частности рисками, связанными с отсутствием обеспечения по указанным кредитам. В качестве дополнительного обеспечения предусматривается использование государственных и муниципальных гарантий при условии, если соответствующие меры поддержки предусмотрены соответствующими бюджетами».

В Жилищном кодексе РФ (пп.4 п.1 ст.167), большинство региональных законов и программ имеют ссылку о создании гарантийных фондов на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам.

Предлагаемый законопроект «о лицах, приравненных к субъектам малого и среднего предпринимательства» предлагает субсидии для льготного кредитования разыгрывать по конкурсу и получать через Корпорацию развития малого и среднего бизнеса. То есть по замыслу авторов противопоставить интересы некоммерческого ТСЖ и предприятия малого и среднего бизнеса. , а капитальный ремонт МКД подождет.

3 марта Конституционный суд РФ принял к рассмотрению запросы о взносах на капремонт. Полномочный представитель Госдумы в Конституционном суде РФ Дмитрий Вяткин в открытом заседании заявил о соответствии конституции норм Жилищного кодекса РФ, устанавливающих сбор «в общий котел» средств на капитальный ремонт многоквартирных домов.

«Заявители утверждают, что мы должны платить только за свои дома, но кто должен помогать или ремонтировать те дома, деньги на которые не собраны или жители которых не могут это сделать самостоятельно?» — задал он риторический вопрос.

Ответ понятен. Помогут собственники помещений соседних многоквартирных домов. «С миру по нитке — бедному рубаха», а государство тут не причем.

Ему вторит Представитель Совфеда в Конституционном суде Юрий Шарандин, заявляя «как сложится в будущем покажет время».

Ростовская ассоциация ТСЖ категорически выступает против внесения в Госдуму законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Готовы выслушать и принять ваши предложения и суждения, сформировать более лаконичный отзыв. Только коллективными усилиями мы сможем остановить не компетентность и оставить за собой возможность действий по развитию самоуправления в жилищной сфере.

С уважением, председатель президиума РАТСЖ

Сергей Александрович Атаманенко

О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Внести в Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и сред-него предпринимательства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 31, ст. 4006, № 43, ст. 5084; 2008, № 30, ст. 3615, № 30, ст. 3616; 2009, № 31, ст. 3923, № 52, ст. 6441; 2010, № 28, ст. 3553; 2011, № 27, ст. 3880, № 50, ст. 7343; 2010, № 28, ст. 3553; 2011, № 27, ст. 3880, № 50, ст. 7343; 2013, № 27, ст. 3436, № 27, ст. 3477, № 30, ст. 4071, № 52, ст. 6961; 2015, № 27, ст. 3947) следующие изменения:

1) статью 1 после слов «субъектов малого и среднего предпринимательства» дополнить словами «и лиц, приравненных к субъектам малого и среднего предпринимательства,»;

2) статью 3 дополнить частью шестой следующего содержания:

«6) лица, приравненные к субъектам малого и среднего предпринимательства – внесенные в единый государственный реестр юридических лиц товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы и управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, а также специализированные некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, при условии, что указанные лица являются владельцами специальных счетов, открытых в целях формирования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.»;

а) дополнить название статьи словами «и лиц, приравненных к субъектам малого и среднего предпринимательства»;

б) дополнить частью 9 следующего содержания:

«9. К лицам, приравненным к субъектам малого и среднего предпринимательства, требования и условия настоящей статьи, не применяются.»;

4) статью 7 дополнить абзацем одиннадцатым следующего содержания:

«В целях решения особо важных социально-экономических задач, отдельные меры, предусмотренные в настоящей статье, могут распространяться на лиц, приравненных к субъектам малого и среднего предпринимательства.»;

5) статью 14 изложить в новой редакции:

«Статья 14. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и лиц, приравненных к субъектам малого и среднего предпринимательства, органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также корпорацией развития малого и среднего предпринимательства

1. Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и лиц, приравненных к субъектам малого и среднего предпринимательства, являются:

1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства и лиц, приравненных к субъектам малого и среднего предпринимательства, за оказанием поддержки;

2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства и лиц, приравненных к субъектам малого и среднего предпринимательства;

3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства и лиц, приравненных к субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах);

4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

5) открытость процедур оказания поддержки.

2. При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства и лиц, приравненных к субъектам малого и среднего предпринимательства, за оказанием поддержки такие лица должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, и условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм). Не допускается требовать у субъектов малого и среднего предпринимательства и лиц, приравненных к субъектам малого и среднего предпринимательства, представления документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

3. Поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:

1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;

3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

4. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная статьей 17 настоящего Федерального закона, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и (или) реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

5. В оказании поддержки должно быть отказано в случае, если:

1) не представлены документы, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (под-программ) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), или представлены недостоверные сведения и документы;

2) не выполнены условия оказания поддержки;

3) ранее в отношении заявителя — субъекта малого и среднего предпринимательства (за исключением лиц, приравненных к субъектам малого и среднего предпринимательства) было принято решение об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания) и сроки ее оказания не истекли;

4) с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства или лица, приравненного к субъектам малого и среднего предпринимательства, допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.

6. Сроки рассмотрения предусмотренных частью 2 настоящей статьи обращений субъектов малого и среднего предпринимательства и лиц, приравненных к субъектам малого и среднего предпринимательства, устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных про-грамм (подпрограмм). Каждый субъект малого и среднего предпринимательства или лицо, приравненное к субъектам малого и среднего предпринимательства, должны быть проинформированы о решении, принятом по такому обращению, в течение пяти дней со дня его принятия.»;

6) статью 16 изложить в новой редакции:

«Статья 16. Формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и лиц, приравненных к субъектам малого и среднего предпринимательства

1. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Лицам, приравненным к субъектам малого и среднего предпринимательства, предоставляется финансовая поддержка в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, лиц, приравненных к субъектам малого и среднего предпринимательства, и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных про-грамм (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе наряду с установленными частью 1 настоящей статьи формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

4. Формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и лиц, приравненных к субъектам малого и среднего предпринимательства, условия и порядок ее оказания корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, осуществляющей деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства, определяются советом директоров корпорации развития малого и среднего предпринимательства.

5. Корпорация развития малого и среднего предпринимательства, осуществляющая деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства, проводит в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, мониторинг оказания федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, лицам, приравненным к субъектам малого и среднего предпринимательства, и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также мониторинг оказания организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и составляет отчет о результатах проведения указанных мониторингов по установленной Правительством Российской Федерации форме, который включается в состав предусмотренного частью 7 статьи 252 настоящего Федерального закона ежегодного отчета корпорации развития малого и среднего предпринимательства об исполнении программы деятельности.

6. Ежегодно субъекты малого и среднего предпринимательства, лица, приравненные к субъектам малого и среднего предпринимательства, и организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, — получатели поддержки представляют в оказывающие поддержку федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, в корпорацию развития малого и среднего предпринимательства информацию о результатах использования полученной поддержки. Состав указанной информации, сроки, порядок и форма ее представления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.»;

7) дополнить статьей 241 следующего содержания:

«Статья 241. Поддержка лиц, приравненным к субъектам малого и среднего предпринимательства

1. Оказание финансовой поддержки лицам, приравненным к субъектам малого и среднего предпринимательства, может осуществляться только для привлечения ими кредитных средств на цели финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. К лицам, приравненным к субъектам малого и среднего предпринимательства, нормы и требования, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами по вопросам развития и (или) регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, применяются только в части регулирования оказания финансовой поддержки, предусмотренной частью 1 настоящей статьи. Положения статей 5, 8, пункта 3 части 5 статьи 14 настоящего Федерального закона к указанной категории лиц не применяются.

3. В случае, если юридическое лицо подпадает в одну из категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, а также одновременно подпадает в категорию лиц, приравненных к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, то указанные в части 2 настоящей статьи изъятия из применения норм права действуют применительно к такому лицу только в отношении деятельности в качестве владельца специального счета (счетов) для формирования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, направленной на привлечения им кредитных средств на цели финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.»;

а) пункт 1 части 2 после слов «оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства» дополнить словами «, лицам, приравненным к субъектам малого и среднего предпринимательства,»;

б) пункт 9 части 1 после слов «оказывающих финансовую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства» дополнить словами «и лицам, приравненным к субъектам малого и среднего предпринимательства»;

в) часть 6 после слов «осуществляющих финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства» дополнить словами «и лицам, приравненным к субъектам малого и среднего предпринимательства»;

г) часть 7 после слов «вправе предоставлять субъектам малого и среднего предпринимательства» дополнить словами «и лицам, приравненным к субъектам малого и среднего предпринимательства»;

д) часть 8 после слов «при предоставлении услуг субъектам малого и среднего предпринимательства» дополнить словами «и лицам, приравненным к субъектам малого и среднего предпринимательства».

Российской Федерации В. Путин

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Основной целью проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – законопроект), является создание механизма, предусматривающего распространение части мер государственной поддержки, предусмотренных для субъектов малого и среднего предпринимательства, на новую категорию юридических лиц, выполняющих важную социальную и экономическую задачу по обеспечению финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов за счет привлечения кредитных средств.

Законопроект разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 5 октября 2015 г. ДК-П9-6774.

Поправки будут распространяться на ограниченный круг юридических лиц, являющихся в соответствии со ст. 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, владельцами специального счета для формирования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (далее – МКД).

Для этого в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) вводится понятие нового субъекта регулирования – «лица, приравненные к субъектам малого и среднего предпринимательства».

Предлагаемые поправки предусматривают оказание мер финансовой поддержки лицам, приравненным к субъектам малого и среднего предпринимательства.

В результате принятия законопроекта будет обеспечен доступ к долгосрочному целевому финансированию организациям – владельцам специальных счетов капремонта МКД, включая ТСЖ, ЖСК и региональных операторов, которые ранее в силу своего юридического статуса не могли претендовать на получение мер государственной поддержки на цели финансирования капитального ремонта многоквартирных домов в рамках уже существующей системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, до-казавшей свою эффективность.

Привлечение к финансированию кредитования капитального ремонта МКД институтов развития в лице Корпорации развития малого и среднего предпринимательства (далее – «Корпорация МСП») позволит снизить стоимость и увеличить продолжительность периода пользования кредитными средствами, привлекаемыми владельцами специальных счетов на цели капитального ремонта общего имущества МКД.

Во избежание возможных злоупотреблений предлагается, что оказание поддержки лицам, приравненным к субъектам малого и среднего предпринимательства, являющихся владельцами специальных счетов для формирования фондов капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, может осуществляться только для привлечения ими кредитных средств на цели финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Поправками также предусмотрено, что в случае если юридическое лицо подпадает в одну из категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, а также одновременно подпадает в категорию лиц, приравненных к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии предлагаемыми поправками в Закон № 209-ФЗ, то специальные нормы, вводимые для поддержки кредитования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов действуют применительно к такому лицу только в отношении его деятельности в качестве владельца специального счета (счетов) для формирования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, направленной на привлечения им кредитных средств на цели финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Принятие и реализация законопроекта не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета.

Ответственный за разработку Белякова Кристина Сергеевна

Адрес электронной почты для отправки предложений участниками обсуждений

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Почтовый адрес для отправки предложений участниками обсуждения

127994, МОСКВА, УЛ. САДОВАЯ-САМОТЕЧНАЯ, Д. 10/23, СТР. 1

Контактный телефон сотрудника ответственного за разработку

Источник: http://www.pr-tsj.ru/index.php/-53-12/9/1815-ocherednoj-zakonoproekt-tszh-zhsk-i-regionalnykh-operatorov-pri-ravnyat-k-sub-ektam-malogo-i-srednego-predprinimatelstva

Статус малого предприятия: новые критерии соответствия

Автор: Е. С. Казаков

Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2015 № 408-ФЗ.

Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в различных отраслях законодательства предусмотрено много льгот. Но хозяйствующим субъектам необходимо строго придерживаться критериев, по которым они могут получить статус малого предприятия.

Этот статус нужно определять в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». И следует учитывать, что Федеральным законом от 29.12.2015 № 408-ФЗ в данную статью внесены заметные поправки. Они вступили в силу уже с 01.01.2016.

Хотя согласно п. 10 ст. 10 Федерального закона № 408-ФЗ до 01.08.2016 для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства применяются условия, установленные ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ в прежней редакции.

Уточнено, какие именно хозяйствующие субъекты могут считаться субъектами малого или среднего предпринимательства. Так, до 31.12.2015 ими могли быть:

  • потребительские кооперативы;
  • коммерческие организации;
  • индивидуальные предприниматели без образования юридического лица;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства.

Важное замечание. Специально указывалось, что юридические лица должны быть зарегистрированы в ЕГРЮЛ, а предприниматели – в ЕГРИП. Теперь в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ не конкретизируется, что регистрация должна быть обязательно произведена в упомянутых реестрах, а говорится лишь, что она осуществляется в установленном законодательством порядке. Что, впрочем, практически и означает необходимость регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Отдельно были выделены потребительские кооперативы как единственный вид некоммерческих организаций, которые могли претендовать на статус малого или среднего предприятия. Отметим, что такие кооперативы могут быть разных типов:

  • кредитный (Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»);
  • жилищный накопительный[1] (Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);
  • садоводческий, дачный и огороднический (Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»);
  • сельскохозяйственный (Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Теперь из всего этого списка в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ упоминаются только сельскохозяйственные потребительские кооперативы, остальные не могут претендовать на статус субъекта малого или среднего предпринимательства, включая также и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, фонды проката, которые пп. 1 п. 3 ст. 50 ГК РФ также относились к потребительским кооперативам.

А вот вместо коммерческих организаций упоминаются отдельно хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы. Здесь, очевидно, учтено, что именно такие группировки юридических лиц введены в последнее время в ГК РФ.

Формы, в которых могут создаваться коммерческие организации, перечислены в п. 2 ст. 50 ГК РФ. Это хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Для ГУПов и МУПов ничего не изменилось, они теперь просто не упоминаются в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства (ранее они были единственным прямо упоминаемым исключением из числа коммерческих организаций, к которым данный статус не мог применяться).

Но добавились еще коммерческие организации, которые не могут теперь быть малыми или средними предприятиями. Дело в том, что хозяйственным обществом согласно п. 4 ст. 66 ГК РФ могут быть только акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью.

Полное товарищество или товарищество на вере (коммандитное товарищество) относятся к хозяйственным товариществам, это согласно п. 3 ст. 66 ГК РФ отличает их от АО и ООО. А хозяйственные товарищества не упоминаются в новой редакции ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

Что касается хозяйственного партнерства, то оно создается в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011 № 380-ФЗ.

Надо соблюсти долю в уставном капитале

Дополнительные критерии, которые позволяют предприятию или предпринимателю считаться субъектом малого или среднего предпринимательства, ранее были изложены в той же ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. Теперь для них отведена специальная часть – 1.1 этой статьи.

Важным критерием остается соблюдение доли участия определенных лиц в уставном капитале хозяйствующего субъекта. Но прежде это условие относилось ко всем юридическим лицам, а теперь только к хозяйственным обществам и партнерствам (за некоторыми исключениями, которые имелись и ранее, о них будет сказано далее). То есть производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства – юридические лица освобождены от соблюдения данного критерия.

Итак, суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не должна превышать 25%. Но это теперь касается только уставных капиталов ООО (ранее распространялось на всех юридических лиц).

Зато ограничение в виде того, что суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49%, относится ко всем хозяйственным обществам и партнерствам.

Исключения в соблюдении доли в уставном капитале

Как и раньше, некоторые предприятия могут не соблюдать условие о соблюдении доли участия определенных лиц в уставном капитале. Но должно выполняться хотя бы одно из следующих условий:

1. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ. В настоящее время применяется Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 № 156. Это новое условие.

2. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)).

Причем учредителями этих хозяйственных обществ и партнерств являются либо бюджетные, автономные научные учреждения, либо бюджетные учреждения, автономные учреждения образовательных организаций высшего образования. Таким учредителям должны принадлежать исключительные права на указанные результаты интеллектуальной деятельности.

3. Хозяйственное общество, хозяйственное партнерство имеют статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

4. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Заметим, что этот перечень весьма ограничен (см. Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2015 № 1459-р).

Численность работников и доход имеют значение

Следующие критерии, которые должны соблюдаться, относятся ко всем хозяйствующим субъектам, указанным в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ, в том числе к индивидуальным предпринимателям.

Так, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать от 101 до 250 человек для средних предприятий и до 100 человек для малых предприятий.

Среди малых предприятий по-прежнему выделяются микропредприятия, их среднесписочная численность должна составлять до 15 человек.

Эти предельные величины не изменились. Но заметим, что теперь надо делать расчет именно среднесписочной численности. В прежней редакции п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ говорилось о средней численности.

В настоящее время оба этих показателя рассчитываются в соответствии с Приказом Росстата от 28.10.2013 № 428[2].

Согласно п. 77 данного приказа средняя численность отличается от среднесписочной тем, что первая включает в себя численность внешних совместителей и тех, кто выполняет работы по договорам гражданско-правового характера. Правда, в прежней редакции таких работников тоже следовало учитывать при определении статуса хозяйствующего субъекта, это устанавливалось в ч. 6 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

А вот другой существенный и необходимый для исполнения критерий по-настоящему «потяжелел». Согласно прежней редакции надо было определять выручку, полученную от реализации товаров (работ, услуг), без учета НДС или (вместо этого) балансовую стоимость активов (остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год.

Теперь не предоставляется выбор между выручкой и балансовой стоимостью активов, последнюю исключили из числа рассматриваемых критериев. Но вместо выручки, полученной от реализации, надо определять доход в порядке, установленном законодательством.

Определение дохода дается в п. 1 ст. 41 НК РФ. Под ним понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Эта оценка должна производиться по правилам, установленным в гл. 25 НК РФ (для организаций) или гл. 23 НК РФ (для индивидуальных предпринимателей).

Значит, и в целях определения статуса хозяйствующего субъекта как малого или среднего предприятия надо помимо доходов, полученных от реализации, учитывать также внереализационные расходы, но исключать доходы, которые не учитываются в целях обложения налогом на прибыль или НДФЛ.

В этом смысле некоторая сложность может возникнуть у тех организаций и предпринимателей, которые не являются плательщиками соответственно налога на прибыль или НДФЛ. При приближении к предельным значениям дохода им придется заняться расчетом данных налогов, хотя непосредственно для налогообложения они от такой необходимости освобождены.

При этом необходимо учесть доход по всем налоговым режимам, которые применял налогоплательщик в течение года, включая тот (по нашему мнению, фактический, а не вмененный), который получен от деятельности в рамках уплаты ЕНВД или нахождения на патенте.

В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 применяются следующие предельные значения выручки: для микропредприятий – 120 млн руб. в год, для малых предприятий – 800 млн руб., для средних – 2 млрд руб.

Правительство подготовило проект другого постановления, в котором значения предельных величин останутся те же, но они будут относиться именно к показателю дохода, как и предусмотрено новой редакцией ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

Изменения коснулись и некоторых общих правил, приведенных в ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. В частности, согласно ч. 3 данной статьи в прежней редакции категория субъекта малого или среднего предпринимательства определялась в соответствии с наибольшим по значению условием выручки и численности. Аналогичное правило сохранено и теперь.

Пример

Организация в предыдущем календарном году имела среднесписочную численность, равную 90 человек. Но доход ее в тот же период составил 1 млрд руб.

По первому критерию организация соответствует понятию малого предприятия, а по второму – среднего. Следовательно, она должна быть признана именно средним предприятием.

Однако в ч. 3 теперь учтено несколько специфических ситуаций, которые могут возникнуть на практике. Так, если предприниматель не привлекал наемных работников, то его категория, без вариантов, определяется только по величине дохода за прошлый год. Если же предприниматель находился на патенте, а видами деятельности, облагаемыми в соответствии с другими режимами налогообложения в истекший год не занимался, то он признается микропредприятием.

И это неудивительно, ведь он бы утратил право на применение патента, если бы превысил годовой уровень дохода в размере 60 млн руб., умноженный на коэффициент-дефлятор (см. пп. 1 п. 6 ст. 346.45 НК РФ), а численность не должна превышать 15 человек, хотя и средняя (п. 5 ст. 346.43 НК РФ).

Также микропредприятиями считаются хозяйственные общества, у которых соблюдается условие по ограничению участия российских и иностранных лиц в уставном капитале, все производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, созданные (зарегистрированные) в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом.

По истечении этого периода их статус будет определяться в общем порядке, что следует из новой части – 4.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. То есть категория такого субъекта малого или среднего предпринимательства изменится только в случае, если предельные значения окажутся выше или ниже предельных значений среднесписочной численности или дохода в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

Следите за тем, внесены ли вы в реестр

Вероятно, самой важной новинкой, вводимой Федеральным законом № 408-ФЗ, следует признать создание единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – реестр). Он начнет применяться с 01.07.2016.

Этот реестр будет содержать сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Вести его будет ФНС на основании данных из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год[3], сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году.

Получается, что реестр будет формироваться без практического участия самих хозяйствующих субъектов. Поэтому, если они заинтересованы в своем присутствии в реестре, им необходимо проверять, включены ли они в него в текущем периоде. И такая возможность им будет предоставляться благодаря тому, что сведения из реестра будут общедоступны в сети Интернет (видимо, на сайте www.nalog.ru), обновляться 10-го числа каждого месяца и сохраняться в течение пяти лет с момента каждого обновления.

Из новой редакции ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ следует, что вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели могут рассчитывать на формы поддержки, предусмотренной данным законом, только если они включены в реестр и заявили об этом по форме, которая будет утверждена Правительством РФ.

В 2016 году ООО вносятся в реестр независимо от выполнения условия об участии российских организаций в их уставном капитале (п. 5 ст. 10 Федерального закона № 408-ФЗ).

Напомним, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 209-ФЗ и ранее федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, оказывающим поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, поручалось вести реестры субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей такой поддержки. Это требование сохранено.

Немного об ответственности за нарушения при ведении предпринимательской деятельности

Федеральный закон № 408-ФЗ также несколько ужесточил ответственность для хозяйствующих субъектов за нарушения при ведении предпринимательской деятельности. Речь идет, прежде всего, о ст. 14.1 КоАП РФ.

В части 3 данной статьи установлено наказание за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, определенных специальным разрешением (лицензией). Она предусматривает вынесение предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере отдоруб.; на должностных лиц – отдоруб.; на юридических лиц – отдоруб.

Но в ч. 4 той же статьи мы находим более высокие ставки наказаний, если это же нарушение признано грубым. Правда, в КоАП РФ не поясняется, что понимается в данном случае под грубым нарушением, лишь указывается, что такое понятие устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Так вот, с 01.01.2016 эти более высокие, чем в обычном случае, ставки выросли еще. Так, на предпринимателей налагался штраф в пределах отдоруб., теперь верхняя граница данного диапазона поднялась доруб. (вместо этого по-прежнему возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Для должностных лиц повышены и верхняя, и нижняя планки штрафов, первая сдоруб., вторая – сдоруб. Также и для юридических лиц нижняя граница повышена сдоруб., верхняя – сдоруб. (для них также вместо этого наказания в качестве альтернативного сохранено приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Кроме того, осуществление деятельности, на которую обязательно получение разрешения (лицензии), не всегда связано с извлечением прибыли. Но и в этом случае нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наказание, хотя и в меньших размерах:

  • на граждан – предупреждение или штраф от 300 до 500 руб.;
  • на должностных лиц – отдоруб.;
  • на предпринимателей – отдоруб.;
  • на юридических лиц – отдоруб. (с 01.01.2016 – отдоруб.).

Для такой деятельности также определены повышенные ставки наказаний в случае грубого нарушения упомянутых требований и условий:

  • для должностных лиц – отдоруб.;
  • для предпринимателей – отдоруб. (или приостановление деятельности на срок до 90 суток);
  • для юридических лиц – отдоруб. (с 01.01.2016 – отдоруб.) (или приостановление деятельности на срок до 90 суток).

[1] Статья 110 Жилищного кодекса относит к ним и жилищно-строительные кооперативы.

[2] В № 1, 2016 в новостях мы сообщали о том, что этот приказ должен был утратить силу с 01.01.2016 в соответствии с Приказом Росстата от 26.10.2015 № 498. Однако действие Приказа Росстата № 498, в свою очередь, неожиданно и оперативно было отменено этим ведомством (Приказ от 03.12.2015 № 613). То есть в 2016 году следует применять Приказ Росстата № 428.

[3] Вероятно, будет использоваться форма, установленная Приказом ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@, которую в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ следует подавать не позднее 20 января года, следующего за истекшим календарным периодом (не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована)).

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/a1/859510.html

×