Skip to content

Право гражданина на жилье

Право на жилье


Бесплатная юридическая консультация:

Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно включает:

  • 1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища;
  • 2) поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществления права на жилище; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Оглавление:

Право граждан на жилище может быть сведено к трем юридическим возможностям, хотя норма ст.40 Конституции конкретно не содержит такой юридической формулы: стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда; улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека (последнее вытекает из норм международного права ). Приватизация жилья: права граждан до и после приватизации / П. В. Крашенниников Москва : Статут ,8,

В действующей Конституции Российской Федерации содержится отказ монополии государства на собственность и экономическую деятельность, утверждение равенства всех форм собственности, частной собственности на жилье и землю. Государственный жилищный фонд утратил господствующее положение, возникли частная собственность граждан и юридических лиц на жилищный фонд, частные проектные и строительные организации, банки, образовался ранок жилья, земли и т.п.

Часть 3 ст.40 отражает новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья, которая сведена к содействию, поощрению жилищного строительства, любых форм собственности, юридическому регулированию отношений, связанных с удовлетворением жилищных потребностей общества, определению состава жилищного фонда социального использования для социально незащищенных слоев населения и других лиц.

В новой системе каждый самостоятельно вкладывает средства в покупку и строительство жилья как в городе, так и в деревне, не рассчитывая решить возникшую у него жилищную проблему за счет государственного, муниципального и общественного жилищного фондов, а полагаясь на систему компенсаций (субсидий), кредиты для приобретения жилья.


Бесплатная юридическая консультация:

Так будет решаться жилищная проблема для большинства. Меньшинство, т.е. малоимущие и другие лица, названные в законах, будут обеспечиваться исходя из принципов прежней системы: сохраниться режим предоставления им жилых помещений в соответствии с установленным законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Пользоваться предоставленной площадью они смогут на условиях найма жилого помещения, либо за доступную квартирную плату, либо бесплатно. Предоставление жилых помещений по договору найма в домах государственных или муниципальных жилищных фондов, как и прежде, будет осуществляться без оплаты их строительной стоимости. При этом обеспечение указанных жильем на таких условиях возможно неоднократно.

Конституция расширила состав жилищного фонда социального использования. Если по закону об основах федеральной жилищной политики (ст.12) он состоял из государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, то по ст.40 Конституции его перечень уже не является закрытым, исчерпывающим. Значит, и частный жилищный фонд может входить в его состав. Граждане, относящиеся к категориям лиц, названным в ст.40, проживающие в этом фонде на условиях найма, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом совокупного дохода семьи, вправе рассчитывать на компенсации (субсидии) от органов государственного управления и местной администрации.

Создание правовой базы жилищной реформы углубит принципиальные перемены в этой сфере. Помимо приведенных выше законов действуют правительственное постановление РФ о переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг. Положение о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья. Ковалев С.А. «Права человека в современной России». Издательство «Человек», 2005 год.

Никто не может быть произвольно лишен жилища ни органами власти; ни судебно-прокурорскими органами; ни хозяйствующими субъектами; ни должностными лицами и работниками предприятий, учреждений и организаций; ни арендатором или нанимателем; ни собственником жилого дома или квартиры; ни членом Жилищно-строительного (жилищного) кооператива и совместно с ним проживающими лицами; ни иными гражданами.

Основания и порядок выселения граждан из занимаемого ими жилого помещения установлены законом. Законные владельцы жилого помещения вправе истребовать занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения, требовать устранения всяких нарушений их права на жилище, даже если эти нарушения и не связаны с лишением права собственности, владения и пользования. Постоянные пользователи могут защищать свои жилищные права также против собственника жилого помещения.


Бесплатная юридическая консультация:

Нарушение права на жилище может быть обжаловано в суд (по ст.46).

Источник: http://studwood.ru//pravo/pravo_zhile

26.Право граждан на жилище: формы реализации и правовые гарантии.

В современных условиях, исходя из анализа положений Конституции Российской Федерации (ст. 40), ЖК РФ, ГК РФ (ст.ст.) и других нормативных правовых актов, с учетом изменившихся приоритетов со стороны государства можно выделить следующие основные формы реализации гражданами Российской Федерации права на жилище:

а)приобретение или строительство жилья гражданами за собственные средства без ограничения размера жилой площади или с помощью полного или частичного финансирования государством (для отдельных категорий граждан);

б)приобретение в собственность жилого помещения с использованием безвозмездных субсидий, банковского ипотечного кредита, ссуд на возвратной основе и по другим законным основаниям (наследование, дарение и др.);


Бесплатная юридическая консультация:

в)предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на условиях договора социального найма в пределах нормы предоставления жилой площади.

Иные формы жилищного обеспечения носят, как правило, временный характер, т.е. речь идет об обеспечении не постоянным, а временным жильем. К таким формам относится предоставление:

-служебного жилого помещения;

-специализированных жилых помещений (общежития, дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.);

-жилого помещения по договору безвозмездного пользования;

-жилых помещений на условиях договора коммерческого найма в домах государственного, муниципального и частного жилищного фонда (как правило, без ограничения размера площади).


Бесплатная юридическая консультация:

Право на жилище — это гарантированная законодательством возможность пользоваться жилым помещением. Юридическая природа этого права вызывает спор в науке, т.к. нет однозначного мнения к какой отрасли его отнести.

Гарантия этого права: ст. 40 Конституции РФ — «каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». Малоимущим и другим лицам, указанным в законодательстве жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату. (В настоящее время нет такого закона). Органы ГВ поощряют жилищное строительство. Формы реализации права:

•приобретение и пользование жильем в режиме социального найма;

•вступление в жилищные, жилищно-строительные кооперативы;

•приобретение жилья в частную собственность;


Бесплатная юридическая консультация:

27.Условия и порядок предоставления жилого помещения в фонде социального использования.

В соответствии с Законом РФ от 24 декабря 1992 г. «Об основах федеральной жилищной политики» жилищный фонд социального использования — совокупность всех жилых помещений, включая жилые дома, квартиры и иные жилые помещения, заселенных на условиях договора найма и предоставляемых в пределах нормы жилой площади, жилые помещения в коммунальных квартирах, специализированные дома и жилые помещения в них. Жилищный фонд социального использования формируется с обеспечением гласности из государственного, муниципального, общественного жилищных фондов местной администрацией, государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, общественными объединениями. Приватизация жилых помещений жилищного фонда социального использования проводится в соответствии с законодательством. Не подлежат приватизации жилые помещения в специализированных домах и иные жилые помещения, предусмотренные законодательством.

Граждане Российской Федерации имеют право на жилище. Это право обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.

Основанием возникновения найма из социального фонда является совокупность юридических фактов. Признание гражданина, нуждающимся в жилом помещении. Самым распространенным критерием является: метраж на каждого человека; Учет — норма, по которому определяется нуждаемость (в НО — 7 м2 на каждого проживающего жилой площади); составление жилого помещения (ветхий фонд); проживание в 2-х неизолированных комнатах семей, не состоящих в родственных связях; в квартире (коммунальной) есть больной определенным заболеванием; другие.

1.Постановка на очередь (заявление подается в местную администрацию или на предприятие, которое имеет жилищный фонд).

Очередь: общая; внеочередники (лица, чье жилище разрушено; дети, оставшиеся без попечения родителей после выхода из интерната); первоочередники (участники ВОВ, семьи, кормильцы, которые погибли на производстве или получили увечья; герои Советского Союза; лица, страдающие определенными формами хронических заболеваний). Лицо, поставленное на очередь, получает справку, в которой отражается решение о постановке или не постановке на очередь. Возможно оспаривание.


Бесплатная юридическая консультация:

2.Решение администрации I предприятия о предоставлении жилой площади.

3.Выдача ордера. Ордер — административный акт, выдаваемый местной администрацией, где указывается кому выдан, состав семьи, описание квартиры. Лишь с момента выдачи ордера, у лица возникает субъективное право на жилье. Возникает исковая форма защиты права. Ордер может быть признан недействительным в судебной порядке, по основаниям, предусмотренным

законодательством. Срок исковой давности — 3 года. Заключение договора найма жилого помещения. Договор заключается на основе ордера.

Договор заключается в письменной форме (ст. 674 ГК) без страха недействительности.

Источник: http://studfiles.net/preview//page:20/

Бесплатная юридическая консультация:

Право гражданина на жилье

Право граждан на жилье является конституционным. Каждый гражданин может приобрести жилье в собственность, построить его или взять в аренду

Граждане Украины обеспечиваются жильем путем:

— предоставление государством или органами местного самоуправления (в пределах установленной нормы) социального жилья гражданам безвозмездно на основании договора найма на определенный срок;

— создание условий для получения кредитов на строительство или приобретение жилья гражданами, которые находятся на учете для улучшения жилищных условий, или для предоставления целевых жилищных займов;

— предоставление жилья гражданам, состоящим на учете для улучшения жилищных условий, в случаях, определенных законом, на основании договора найма (приложение. Б)


Бесплатная юридическая консультация:

Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и постоянно проживающие в определенном населенном пункте, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного же жилищного фонда в предусмотренном законом порядке, как правило, в виде отдельной квартиры на семьи.

Это право может быть реализовано гражданином самостоятельно с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста, а также с момента заключения брака или устройства на работу до достижения я восемнадцатилетнего возраста. Другие несовершеннолетние (в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет) осуществляют право на получение жилого помещения по согласию родителей или попечителейв.

Основаниями для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий являются:

— обеспеченность жилой площадью ниже установленного уровня;

— проживание в помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;


Бесплатная юридическая консультация:

— наличие болезни в связи с чем лицо не может проживать в коммунальной квартире или в одной комнате с членами своей семьи (перечень указанных заболеваний утвержден. Министерством здравоохранения я Украиной)

— проживание по договору поднайма жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда или по договору найма жилого помещения в домах жилищно-строительных кооперативов;

— проживание в течение длительного времени по договору найма (аренды) в домах (квартирах), принадлежащих гражданам на праве частной собственности (см. приложение. Б);

— проживание в общежитиях и по другим основаниям предусмотренных законом

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского. Совета народных депутатов, а и акож может осуществляться и не по месту жительства, а по месту работы, если они работают на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведут жилищное строительство или принимают долевое участие в жилищном строек.


Бесплатная юридическая консультация:

Указанные граждане могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:

1) улучшение жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления другого жилого помещения;

2) выезда на постоянное место жительства в другой населенный пункт;

3) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией лица, состоящего на учете по месту работы, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

4) осуждения к лишению свободы на срок свыше шести месяцев;

5) представление сведений, не соответствующих действительности, которые стали основанием для постановки на учет, или неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о взятии на учет


Бесплатная юридическая консультация:

В случае смерти гражданина, который состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, за членами его семьи сохраняется право дальнейшего пребывания на учете

Гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставляются в порядке очередности. При этом различают:

1) внеочередное предоставление жилых помещений:

— инвалидам. Великой. Отечественной войны и приравненным к ним в установленном порядке лицам в течение двух лет с даты принятия решения о включении их в список на внеочередное получение жилого помещений щенных

— гражданам, жилье которых вследствие стихийного бедствия стало непригодным для проживания;


Бесплатная юридическая консультация:

— лицам, направленным в порядке распределения на работу в другую местность;

— лицам, которые вернулись из государственного детского учреждения, от родственников, опекуна или попечителя, гражданам, незаконно осужденным и впоследствии реабилитированным, при невозможности возвращения занимаемого ранее же жилого помещения

— детям-инвалидам, которые не имеют родителей или родители которых лишены родительских прав и проживают в государственных или других социальных учреждениях, после достижения совершеннолетия, если по заключению медико-соци альной экспертизы они могут осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни

— лицам, избранным на выборную должность, когда это связано с переездом в другую местность;

— членам семьи народного депутата Украины в случае его смерти в период выполнения депутатских обязанностей в. Верховной. Раде Украины


Бесплатная юридическая консультация:

— других граждан в соответствии с законом

2) первоочередное предоставление жилых помещений:

— семьям воинов (партизанов), погибших или пропавших без вести и приравненным к ним в установленном порядке лицам;

-. Героям. Советского. Союза,. Героям. Социалистического. Труда;

— лицам, награжденным орденами. Славы,. Трудовой. Славы,»За службу. Родине в. Вооруженных. Силах. СССР»всех трех степеней;


Бесплатная юридическая консультация:

— лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом в установленном законодательством порядке;

— лицам, зараженным вирусом иммунодефицита человека вследствие выполнения медицинских манипуляций;

— медицинским работникам, зараженным вирусом иммунодефицита человека в результате выполнения служебных обязанностей;

— лицам, которые находились в составе действующей армии в период гражданской и. Великой. Отечественной войн и во время других боевых операций по защите. СССР, партизанам гражданской и. Великой. Отечественной войн, а также другим лицам, принимавшим участие в боевых операциях по защите. СССР

— инвалидам труда I и II групп и инвалидам I и II групп из числа военнослужащих;


Бесплатная юридическая консультация:

— семьям лиц, погибших при исполнении государственных или общественных обязанностей, выполнении долга гражданина по спасению жизни человека, по охране собственности и правопорядка либо погибших на производ тви результате несчастного случая

— рабочим и служащим, длительное время добросовестно проработавшим в сфере производства;

— матерям, которым присвоено звание»Мать-героиня»;

— многодетным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, и одиноким матерям;

— семьям при рождении близнецов;


Бесплатная юридическая консультация:

— учителям и другим педагогическим работникам общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений и другим категориям;

3) в порядке общей очереди получают жилье все другие граждане, побывают на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

Жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади в размере 13,65 квадратного метра на одного человека, а в отдельных случаях с превышением нормы жилой площади, если оно состоит из одной ки имнаты (однокомнатная квартира) или предназначается для лиц разного пола. Закон предусматривает предоставление дополнительной жилой площади в виде комнаты или в размере 10 квадратных метров отдельным категориям граждан:

— которые болеют тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний;

— которым эта площадь необходима по условиям и характеру выполняемой работы


Бесплатная юридическая консультация:

Размер дополнительной жилой площади может быть увеличен для отдельных граждан, имеющих право на ее получение в соответствии с законодательством Украины (это касается. Президента Украины, народных депутатов Украины ни и других лиц.

Жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. При предоставлении жилых при имищень не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола, старше девяти лет, кроме супруговя.

Жилые помещения домах жилищного фонда местных. Советов народных депутатов предоставляются гражданам исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского. Совета народных депутатов по у участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при исполнительном комитете из депутатов. Советов, представителей общественных организаций, трудовых коллективе.

Единственным основанием для вселения граждан в жилое помещение в доме государственного или общественного жилищного фонда является ордер, выдаваемый только на свободное жилое помещение исполнительным комитетом районного, городского кой, районного в городе, поселкового или сельского. Совета народных депутатов.

По проекту нового. Жилищного кодекса Украины, граждане нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение льготного кредита для приобретения или строительства жилья, или на первоочередное при идбання государственного или коммунального построенного жилья.

Постановлением от»О. Государственном фонде содействия молодежному жилищному строительству»Кабинет. Министров создал. Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству (далее -. Фонд), который является гос дарственной специализированным финансовым учреждением, подчиненным. Кабинету. Министров Украины, созданной с целью содействия проведению государственной жилищной политики. Фонд является правопреемником. Фонда содействия моло дижному жилищному строительству, созданного в соответствии с постановлением. Кабинета. Министров Украины отг № 334″О мероприятиях по выполнению. Указа. Президента Украины отр № 1165 від 4.12.1996 р. № 1165″.


Бесплатная юридическая консультация:

Основными задачами. Фонда являются:

— содействия проведению государственной жилищной политики;

— выполнение. Государственной программы обеспечения молодежи жильем на годы, утвержденной постановлением. Кабинета. Министров Украины от 29 июля 2002 № 1089, других программ обеспечения жильем населения Украины в пределах своих полномочий;

— разработка новых финансово-кредитных программ, направленных на решение жилищных проблем молодежи и других слоев населения путем применения механизма предоставления долгосрочных государственных кредитов и и кредитов за счет других источников финансирования на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья

— привлечение средств для кредитования граждан для финансирования строительства (реконструкции) и приобретения жилых домов, объектов социального, научно-технического, производственного, торгового, культ турно-бытового и спортивно-оздоровительного назначения

— аккумулирование средств, поступающих от юридических и физических лиц, для последующего использования на определенные настоящим. Положением цели;


Бесплатная юридическая консультация:

— привлечение иностранных инвестиций, в том числе кредитов, для дальнейшего кредитования семей и одиноких граждан для строительства (реконструкции) и приобретения жилья согласно законодательству;

— кредитование, в том числе льготное, и финансирование расходов на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья для молодежи и других слоев населения;

— участие в разработке и реализации международных инвестиционных проектов, государственных, региональных и местных программ улучшения жилищных и социально-экономических условий семей и одиноких граждан Украины;

— компенсация процентной ставки кредитов коммерческих банков, предоставленных молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья (далее — частичная компенсация)

Источник: http://uchebnikirus.com/pravo/pravoznavstvo_-_kunchenko-harchenko_vi/formi_realizatsiyi_prava_zhitlo_gromadyanami_ukrayini.htm

Право на жилье

Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и органами местного самоуправления бесплатно или за доступную для них плату согласно закону.

Никто не может быть принудительно лишен жилища иначе как на основании закона по решению суда.

Такое право обеспечивается развитием и охраной всех видов государственного жилищного фонда, образованием рыночной системы жилищного обеспечения граждан через приватизацию жилья, справедливым распределением жилой площади под контролем общественности.

Конституционное право на жилье считается обеспеченным лишь тогда, когда гражданин Украины имеет жилье, отвечающее установленным нормам и пригодно для проживания. При отсутствии такой жилой площади и потребности в социальной защите гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищных условий и согласно действующему законодательству может претендовать на получение соответствующего жилья, которое предоставляется по праву найма государством или органами местного самоуправления бесплатно или на обеспечение себя и своей семьи жильем за собственные средства, но за доступную плату.

Кроме того, в Конституции указано, что каждый имеет право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилье. В случае нарушения жилищных прав, лицо имеет право обратиться в суд за их защитой.

Жилищные отношения в Украине регулируются Конституцией Украины; Жилищным кодексом Украинской ССР; Законом Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» и другими законами; указами Президента Украины, постановлениями Кабинета Министров Украины и другими нормативно-правовыми актами.

Основными задачами жилищного законодательства является регулирование жилищных отношений в целях:

  1. обеспечение конституционного права гражданина Украины на жилье;
  2. надлежащего использования и сохранения всех видов жилищного фонда;
  3. укрепление законности в области жилищных отношений в условиях рыночной экономики.

Источник: http://vprave.com.ua/pravovaya-informacziya/zhile/13-pravo-na-zhile.html

Конституционное право граждан на жилье;

Право на жилище появилось в конституциях сравнительно недавно. В нашей стране право граждан на жилище было впервые установлено в Конституции СССР 1977 г., а затем нашло отражение в Конституции РСФСР и Конституции РФ, а также в кодифицированных жилищных законах (Основах жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, ЖК РСФСР и др.). В ст. 40 Конституции РФ право на жилище определено иначе, чем в Конституции РСФСР 1978 г. Часть 2 ст. 40 Конституции РФ предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Что же касается предоставления жилья бесплатно (или за доступную плату), то согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ такое жилье предоставляется только малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Речь идет, в частности, об обеспечении жильем военнослужащих, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов и некоторых других категорий граждан. Конституция РФ, таким образом, отказалась от планово-распределительной системы обеспечения жилыми помещениями и монополии в этом деле государственного, муниципального и общественного жилищных фондов. Право граждан на жилище закреплено также в конституционных законах отдельных субъектов РФ. Малоимущим, нуждающимся в жилище, оно предоставляется из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Право на жилище носит многоаспектный характер и может быть сведено к нескольким основным юридическим возможностям, вытекающим из содержания ст. 40 Конституции РФ: 1) возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципального и других жилищных фондов на условиях договора найма, участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, путем индивидуального жилищного строительства, приобретения жилых помещений (домов) по договорам купли-продажи, дарения, мены, а также наследования и по другим основаниям, предусмотренным законодательством; 2) возможность улучшения своих жилищных условий, получения другого жилого помещения разными способами: для малоимущих лиц, иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище, — путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального или иного жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами; для остальных граждан — путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных средств, с привлечением денежных субсидий государства и кредитов банка; 3) возможность использования жилого помещения не только для проживания гражданина — собственника этого помещения и членов его семьи, но и путем передачи жилого помещения для проживания другим гражданам на основании договора (коммерческого найма и др.); 4) обеспечение для жителей жилых домов (жилых помещений) здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека; 5) обеспечение недопустимости произвольно лишать граждан права на жилище. С обеспечением конституционного права на жилище тесно связаны и нормы Конституции РФ о неприкосновенности жилища и защите от проникновения в него других лиц помимо воли проживающих в нем (ст. 25), неприкосновенности частной жизни (ст. 23), право на судебную защиту (ст. 46) и др. Право на жилище согласно ст. 17 Конституции РФ принадлежит каждому от рождения. В жилищном законодательстве это свойство права на жилище проявляется, в частности, в том, что в состав членов семьи нанимателя, имеющих право на жилое помещение, включаются не только совершеннолетние лица, но и дети, причем в законе учитываются их особые интересы. Право на жилище, провозглашенное в ст. 40 Конституции РФ, относится к числу основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции РФ этому праву свойственна неотчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции РФ и в законе. Даже в случае введения на основании ст. 56 Конституции РФ чрезвычайного положения право на жилище (как и ряд других основных прав) не подлежит ограничению. Право на жилище входит в конституционно-правовой статус гражданина России. Этому праву соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением прежде всего малообеспеченным гражданам жилых помещений и пользованием ими этими помещениями; с расширением государственного и муниципального жилищных фондов, содействием развитию частного фонда и других форм обеспечения граждан жилищем; с обеспечением правильного распределения общественных жилищных фондов, гарантированием устойчивого, стабильного осуществления права пользования жилищем.

Положение ст. 35 Конституции РФ о недопустимости лишения собственника его имущества иначе как по решению суда направлено на защиту права частной собственности, носит универсальный характер и подлежит применению во всех сферах жизни, в том числе и в жилищной сфере. По смыслу ст. 35 Конституции РФ это правило распространяется на всех граждан — будь то рядовой гражданин, либо гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, либо объединения граждан, включая юридических лиц как коллектив собственников

Источник: http://studopedia.su/16_77552_konstitutsionnoe-pravo-grazhdan-na-zhile.html

ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО

Предмет и источники жилищного права. Право граждан Украины на жилье и его реализация

Жилищное право — это отрасль права, устанавливает нормы, которые регулируют правоотношения между гражданами, государственными и общественными организациями в процессе реализации права граждан на жилье.

Жилищное право Украины регулирует правоотношения, возникающие в процессе:

— реализации права на жилье;

— предоставление жилых помещений в пользование;

— управление жилищным фондом;

— исключения из жилого фонда помещений, не пригодных для проживания;

— рассмотрения жилищных споров и т.д.

Основными источниками жилищного права Украины является Жилищный кодекс Украины от 30 июня 1983 г., Закон «О приватизации государственного жилищного фонда» от 19 июня 1992 г., «Об объединениях совладельцев многоквартирного дома» от 28 ноября 2001 г. и другие нормативно-правовые акты.

Право граждан Украины на жилье и его реализация

Согласно ст. 47 Конституции Украины государство создает условия, при которых каждый гражданин будет иметь возможность построить жилье, приобрести его в собственность или взять в аренду. При этом предусмотрено, что гражданам, которые нуждаются в социальной защите, жилье предоставляется государством и органами местного самоуправления бесплатно или за доступную для них плату.

Жилищный кодекс Украины определяет порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и выделении им жилья. Жилые дома, находящиеся на территории Украины, а также жилые помещения в других строениях образуют жилье ный фонд Украины.

В жилищный фонд входят:

1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд);

2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд);

3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов);

4) жилые дома (части домов), квартиры, принадлежащие гражданам на правах частной собственности (частный жилищный фонд).

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительных комитетах местных советов. Такой же учет граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство, осуществляется по месту работы, а по их желанию — также и по месту жительства.

До тех, кто нуждается улучшение жилищных условий, относятся следующие категории граждан:

1) обеспеченные жилой площадью ниже уровня, установленного Кабинетом Министров Украины (13,65 кв. метров на одного человека);

2) те, которые проживают в помещении, которое не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям;

3) люди с тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, в связи с чем они не могут проживать в коммунальной квартире или в одной комнате с членами своей семьи;

4) те, которые проживают по договору поднайма жилого помещения в домах государственного или общественного фонда или по договору найма жилого помещения в домах ЖСК;

5) те, которые проживают длительное время по договору найма (аренды) в домах (квартирах), которые принадлежат гражданам на праве частной собственности;

6) те, которые проживают в общежитиях.

Решение о предоставлении помещений в домах государственного жилищного фонда гражданам принимается исполнительным комитетом местного совета. На основании такого решения гражданину выдается ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Отметим, что при предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше 9 лет, кроме супругов, а также лицами, которые болеют тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, в связи с чем они не могут проживать в одной комнате с членами своей семьи.

На основании ордера гражданин (наниматель), на имя которого он выдан, заключает договор найма жилого помещения с жилищно-эксплуатационной организацией (наймодателем). Договор найма жилого помещения определяет права и обязанности сторон в договоре и заключается в письменной форме. Предметом такого договора является отдельная квартира или другое изолированное жилое помещение, состоящее из одной или нескольких комнат, а также одноквартирный жилой дом. Не могут быть самостоятельным предметом договора найма: жилое помещение, которое хотя и является изолированным, однако по размеру меньше установленного для предоставления одному лицу, часть комнаты или комната, связанная с другой комнатой общим входом, а также подсобные помещения (кухня, коридор, кладовая и т.п.).

Члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и имеют все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Наниматель имеет право в установленном порядке, с письменного согласия всех проживающих совместно с ним членов семьи, вселить в занимаемое им помещение супруга (супругу), детей, а также других лиц. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей такого согласия не требуется. Он также имеет право осуществить обмен жилого помещения сдать его в поднаем.

Первоочередное и внеочередное получение жилых помещений

Наряду с общим порядком, некоторые категории граждан имеют право на первоочередное или внеочередное предоставление жилых помещений в домах государственного жилищного фонда.

Так, в первую очередь жилые помещения предоставляются гражданам, которые нуждаются в улучшении жилищных условий:

1) инвалидам Великой Отечественной войны и семьям воинов (партизанов), которые погибли или пропали без вести, и приравненным к ним в установленном порядке лицам;

2) Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, а также лицам, награжденным орденами Славы, Трудовой Славы, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» всех трех степеней;

3) лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом в установленном законодательством Союза ССР порядке;

4) лицам, пораженным вирусом иммунодефицита человека вследствие выполнения медицинских манипуляций;

5) медицинским работникам, пораженным вирусом иммунодефицита человека вследствие выполнения служебных обязанностей;

6) лицам, пребывавшим в составе действующей армии в период гражданской и Великой Отечественной войн и во время других боевых операций по защите СССР, партизанам гражданской и Великой Отечественной войн, а также другим лицам, принимавшим участие в боевых операциях по защите СССР;

7) инвалидам труда i И II групп и инвалидам i И II групп из числа военнослужащих ;

8) семьям лиц, погибших при исполнении государственных или общественных обязанностей, выполнении долга гражданина СССР спасая жизнь человека, охраняя социалистической собственности и правопорядка или погибли на производстве в результате несчастного случая;

9) рабочим и служащим, длительное время добросовестно работали в сфере производства;

10) матерям, которым присвоено звание «Мать-героиня», многодетным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, и одиноким матерям;

11) семьям при рождении близнецов;

12) учителям и другим педагогическим работникам общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений.

Законодательство также указывает исчерпывающий перечень категорий лиц, которые обеспечиваются жилым помещением из государственного жилищного фонда независимо от очереди.

Так, вне очереди жилое помещение предоставляется:

1) гражданам, жилье которых вследствие стихийного бедствия стало непригодным для проживания;

2) лицам, направленным по распределению на работу в другую местность;

3) лицам, возвратившимся из государственного детского учреждения, от родственников, опекуна или попечителя,

4) гражданам, незаконно осужденным и впоследствии реабилитированным, при невозможности возвращения занимаемого ранее жилого помещения;

5) детям-инвалидам, которые не имеют родителей или родители которых лишены родительских прав и проживают в государственных или других социальных учреждениях, после достижения совершеннолетия, если по заключению медико-социальной экспертизы они могут осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни;

6) лицам, избранным на выборную должность, когда это связано с переездом в другую местность;

7) членам семьи народного депутата Украины в случае его смерти в период выполнения депутатских обязанностей в Верховной Раде Украины на постоянной основе.

Источник: http://studbooks.net/59125/pravo/zhilischnoe_pravo

Жилищные права и обязанности граждан

У граждан есть право выполнения и распоряжения жилищных прав, которые им предоставляет государство. То есть, никто не ограничивает реализацию или установления данных прав согласно договорам или жилищному законодательству. Главное – чтобы в процессе осуществления лицами своих обязанностей и прав не было обнаружено нарушения интересов, свобод и прав кого-либо другого.

Если говорить об основном жилищном праве, то оно состоит в том, что у гражданина есть право пользоваться жилым помещением. Он может делать это как законный владелец, наниматель, член семьи или временный жилец. Кстати, в законодательстве ясно прописано, что у собственника есть возможность предоставления жилища другим гражданам.

Что касается защиты вышеописанных прав, то она осуществляется, если:

  • жилищное право было действительно признано;
  • восстанавливается положение, существовавшее до начала нарушения такого права, и пересекаются действия;
  • нарушающие данное право или имеющие высокую вероятность его нарушения;
  • нормативно правовой акт не применяется судом;
  • прекращаются ли изменяются жилищные правоотношения;
  • существуют иные способы, предусмотренные различными государственными органами и законом.

Что подразумевают собой жилищные обязанности граждан и какие из них считаются важнейшими?

Безусловно, у всех собственников недвижимости есть свои основания его приобретения и использования. Независимо от этого, лица несут определенные обязанности. Вообще, существует невероятное количество подобных обязанностей, поэтому стоит выделить лишь самые ключевые.

Например, граждане могут пользоваться жилищными комнатами, а также остальными помещениями и оборудованием исключительно по назначению. При этом вообще не должны ущемляться иные права и свободы граждан. Более того, необходимо выполнять прописанные в законодательстве санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные, эксплуатационные требования. Также нужно своевременно оплачивать жилье и коммунальные услуги.

Известно, что некоторые территории оборудованы придомовыми объектами. Их также можно использовать лишь согласно конкретным правилам. Требуется не забывать о соблюдении порядка и чистых условий в подъездах, лифтах и тому подобных местах. Необходимо экономно использовать воду, электроэнергию и так далее.

Источник: http://protocol.ua/ua/gilishchnie_prava_i_obyazannosti_gragdan_1/

Право на жилище (ст. 40 Конституции России)

Конституционное право на жилище предполагает гарантирован­ную законом возможность для каждого быть обеспеченным посто­янным жильем, возможность стабильного пользования имеющимся жильем, неприкосновенность жилища, право на улучшение жилищ­ных условий, а также обеспечение для проживающих в жилых домах, жилых помещениях здоровой и безопасной среды обитания.

Конституция Российской Федерации предусматривает, что ор­ганы государственной власти и местного самоуправления поо­щряют жилищное строительство, создают условия для осущест­вления права на жилище.

В соответствии со статьёй 2 Жилищного кодекса Российской Фе­дерации право граждан на жилище обеспечивается, в том числе по­средством содействия развитию рынка недвижимости в жилищной сфере, использования бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помеще­ний государственного или муниципального жилищного фонда, стиму­лирования жилищного строительства, обеспечения контроля за ис­пользованием и сохранностью жилищного фонда и государственного жилищного надзора.

В то же время Конституция Российской Федерации и действующее законодательство не закрепляют обязанность государства обеспечи­вать жильем всех граждан. Граждане за свой счет или с привлечени­ем государственных субсидий вправе покупать, менять, арендовать, строить своими силами или с привлечением подрядных организаций жилье. Исключение составляют малоимущие и иные указанные в зако­не граждане, нуждающиеся в жилище. Им жилье предоставляется бес­платно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Предоставление жилья малоимущим и иным установленным зако­ном категориям граждан осуществляется по договорам социального найма.

Важной гарантией конституционного права на жилище являет­ся недопустимость произвольного лишения жилища. Это означает, что выселение из жилого помещения возможно только в случаях, установленных законом или в судебном порядке. При этом закон­ные владельцы жилого помещения вправе истребовать занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения, требовать устранения всяких нарушений их права на жилище, даже если эти на­рушения и не связаны с лишением права собственности, владения и пользования.

Основные законодательные акты:

  • Жилищный кодекс Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации.

Источник: http://01.xn--b1aew.xn--p1ai/document/201370

Регистрация места проживания (прописка) и выписка из квартиры

Prostopravo расскажет о том, что же изменилось в процедуре регистрации места проживания (прописки) и выписки из квартиры в Украине.

Краткое содержание и ссылки по теме

Порядок регистрации места проживания

Всем гражданам Украины, а также иностранцам и лицам без гражданства, которые на законных основаниях находятся в Украине, гарантируются свобода передвижения и свободный выбор места проживания на ее территории, за исключением ограничений, установленных законом. Регистрация места жительства или места пребывания лица или ее отсутствие не могут быть условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией, законами или международными договорами Украины, или основанием для их ограничения.

Вместе с тем, статья 6 Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания» устанавливает обязанность каждого гражданина Украины, а также иностранца или лица без гражданства, постоянно или временно проживающего в Украине, зарегистрировать свое место жительства в течение тридцати календарных дней по прибытии на новое место жительства. Родители или другие законные представители обязаны зарегистрировать место проживания новорожденного ребенка в течение трех месяцев со дня государственной регистрации его рождения. Несоблюдение этих сроков влечет за собой административную ответственность (ст.197 Кодекса Украины об административных правонарушениях).

Регистрация места жительства осуществляется в день подачи документов. Одновременно с регистрацией может быть проведено снятие с предыдущего места проживания.

В случае если лицо не может самостоятельно обратиться в орган регистрации, регистрация может быть осуществлена по обращению его законного представителя или представителя на основании доверенности, заверенной в установленном законом порядке.

Документы для регистрации места проживания (прописки)

Для регистрации места проживания нужно обратиться в орган регистрации (в том числе через центр предоставления административных услуг) и подать такие документы:

  • письменное заявление;
  • документ, в который вносятся сведения о месте жительства (паспорт). Если ребенок не достиг 16-летнего возраста, подается свидетельство о рождении;
  • квитанцию ​​об уплате административного сбора;
  • документы, подтверждающие право на проживание в жилье, пребывание или взятие на учет в специализированном социальном учреждении, заведении социального обслуживания и социальной защиты, прохождение службы в воинской части, адрес которых указывается при регистрации;
  • военный билет или удостоверение о приписке (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет или находящихся на воинском учете).

В случае подачи заявления представителем лица дополнительно представляются:

  • документ, удостоверяющий личность представителя;
  • документ, подтверждающий полномочия лица как представителя, кроме случаев, когда законными представителями являются родители (усыновители).

Регистрация места жительства по заявлению законного представителя осуществляется с согласия других законных представителей.

Запрещается требовать для регистрации места проживания представления других документов.

Регистрация места проживания ребенка

Регистрация места жительства ребенка осуществляется с согласия обоих родителей.

По желанию родителей или одного из них вышеперечисленные документы могут быть представлены органам государственной регистрации актов гражданского состояния во время проведения государственной регистрации рождения ребенка. Органы государственной регистрации актов гражданского состояния в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, направляют указанные документы органам регистрации для регистрации места проживания новорожденного ребенка.

Регистрация места проживания новорожденного ребенка может осуществляться также на основании направленных органами социальной защиты населения данных, которые отметил законный представитель, с которым постоянно проживает ребенок, в заявлении о назначении пособия при рождении ребенка.

Порядок регистрации места жительства

Регистрация места проживания осуществляется только по одному адресу. В случае если человек проживает в двух и более местах, он осуществляет регистрацию места жительства по одному из этих адресов по собственному выбору. По адресу зарегистрированного места жительства ведется официальная переписка и вручение официальной корреспонденции.

В случае если новое место жительства находится в другой административно-территориальной единице, орган регистрации после регистрации такого места проживания посылает сообщение о снятии лица с регистрации в соответствующий орган регистрации по прежнему месту жительства в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

В случае принятия решения об изменении нумерации домов, переименовании улиц (проспектов, бульваров, площадей, переулков, кварталов и т.п.), населенных пунктов, административно-территориальных единиц, изменения в административно-территориальном устройстве на основании соответствующих актов вносятся изменения в реестр территориальной общины, с сохранением предыдущих данных, с последующим внесением этой информации в Единый государственный демографический реестр в установленном Кабинетом Министров Украины порядке. Указанные сведения по желанию лица вносятся в документы, в которые вносятся сведения о месте жительства / пребывания. Такие сведения вносятся бесплатно.

Лица, которые не проживают по адресу, зарегистрированная как место их проживания, более одного месяца и которые имеют невыполненные имущественные обязательства, наложенные в административном порядке или по решению суда, или призываются на срочную военную службу и не имеют отсрочки, или принимают участие в судебном процессе в любом качестве, обязаны письменно уведомить орган регистрации о своем местонахождении.

Регистрация и продление регистрации временного пребывания иностранцев, лиц без гражданства осуществляются в соответствии с законодательством о правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства.

Снятие с регистрации места проживания (выписка)

Снятие с регистрации места жительства осуществляется на основании:

  • заявления лица или его представителя, которое подается в орган регистрации;
  • судебного решения, вступившего в законную силу, о лишении права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, о выселении, о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении его умершим;
  • свидетельства о смерти;
  • паспорта или паспортного документа, поступившего из органа государственной регистрации актов гражданского состояния, или документа о смерти, выданного компетентным органом иностранного государства, легализованного в установленном порядке;
  • других документов, свидетельствующих о прекращении: оснований для пребывания на территории Украины иностранцев и лиц без гражданства; оснований для проживания или пребывания лица в специализированном социальном учреждении, заведении социального обслуживания и социальной защиты; оснований на право пользования жилым помещением.

Снятие с регистрации осуществляется в день обращения лица. По заявлению лица снятия с регистрации может быть осуществлено одновременно с регистрацией нового места жительства.

Снятие с регистрации места проживания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, лиц, в отношении которых установлена ​​опека или попечительство, осуществляется по согласованию с органами опеки и попечительства.

Вместе с заявлением лицо подает:

  • документ, в который вносятся сведения о снятии с регистрации места жительства. Если ребенок не достиг 16-летнего возраста, подается свидетельство о рождении;
  • военный билет или удостоверение о приписке (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет или находятся на воинском учете).

В случае подачи заявления представителем лица дополнительно представляются:

  • документ, удостоверяющий личность представителя;
  • документ, подтверждающий полномочия лица как представителя (законного представителя).

Снятие с регистрации места жительства по заявлению законного представителя осуществляется с согласия других законных представителей.

Источник: http://www.prostopravo.com.ua/nedvizhimost/stati/novye_pravila_registratsii_mesta_prozhivaniya_prebyvaniya

×
Юридическая консультация онлайн